К основному контенту

Обзор The Witcher 2: Enhanced Edition

Название одного из рассказов Анджея Сапковского "Что-то кончается, что-то начинается" отлично подходит и к играм студии CDProjekt RED, занимающейся разработкой франшизы The Witcher. Казалось бы, пан Анджей поставил точку в истории Геральта из Ривии, охотника на чудовищ, но у польских игроделов появилось собственное мнение по этому вопросу. В 2007 году вышла первая игра в серии, где обыгрывалась история с амнезией ведьмака, которого его друзья считали убитым (события книги). По сюжету первой части главный герой вспоминал утраченное воинское искусство, навыки в зельеварении и чародейские способности.

Во второй же части ведьмак уже горазд махать мечом, владеет всеми выученными магическими знаками и способен готовить зелья, бомбы и ловушки. Акцент с восстановления базовых умений сценаристами был смещён в сторону воспоминания причин потери памяти Геральта.
Ещё в первой части The Witcher настойчиво преследовала Дикая Охота, загадочная нежить, скачущая по небесклону и собирающая души неосторожных смертных. Предводитель Дикой Охоты при встречах намекал ведьмаку, что между ними был заключен некий договор, который Геральт выполнять не спешит. Но развязки этой линии не было как в самой игре, так и в выпущенных DLC. Ответом на эти вопросы должна была стать именно вторая часть, получившая пафосное название Убийцы Королей. Напомню, что в самом конце первой части Геральту удаётся сорвать покушение на одного из королей, Фольтеста Темерского, с которым ведьмака связывала череда выполненных контрактов. Король был столь благодарен ведьмаку, что предложил ему должность советника и личного телохранителя.
А вот вторая часть начинается отнюдь не радужно для Геральта - он приходит в себя после оглушения и понимает, что находится в застенке, прикованный к потолку кандалами. А вменяется ведьмаку убийство того самого Фольтеста. Вся загвоздка в том, что герой игры короля не убивал, но умудрился не только оставить короля без защиты, но и упустить убийцу, после чего подоспевшие темерские солдаты застали ведьмака над телом короля с мечом в руках. Весь сюжет игры строится на том, что Геральту при помощи Вернона Роше, главы спецназа Темерии, необходимо найти убийцу Фольтеста и очистить своё имя от обвинений.

Бей-убивай

Боевая система претерпела значительные изменения по сравнению с первой частью. Разработчики отправили в Лету стратегическую паузу, заменив её замедлением времени и панелью быстрого выбора оружия/магии/ловушек/бомб/ножей. Таким образом, времени на обдумывание и точные команды у игрока нет, динамичность драк значительно возросла.
Техника боя не сильно изменилась - ведьмак по-прежнему использует стальные мечи для боёв с людьми, а посеребрённое оружие предназначено для монстров. Бестиарий разработчики значительно сократили, из монстров первой части перекочевали только утопцы, плавуны и бруксы. Выкосили из списка врагов десятка два монстров, заменив их всего 3-4 видами.
 Какой-никакой, но стелс предусмотрен
Разработчики избавились и от стилей в понимании первой части, где игроку требовалось выбирать из трёх вариантов боя (быстрый, силовой и групповой), каждый из которых предназначался для противников разного рода. В Ведьмаке 2 вместо стилей остались два типа ударов - быстрый, но слабый, и сильный, но медленный. Игрок волен комбинировать удары в любой последовательности, например, ошеломить соперника быстрым выпадом, а затем задавить могучими ударами. Групповой стиль против скоплений врагов ведьмак за полгода, прошедших с событий первой части, походу успел забыть, и обучаться ему приходится заново.
На низких уровнях сложности герой может обойтись только мечами, а вот на высоких уровнях без бомб, ловушек и ножей никуда. Враги уже на среднем уровне сложности вспоминают о таком слове как защита и отражают удары Геральта, а на высоких уровнях сложности любой мало-мальски обученный офицер при точном попадании в героя отнимает у него треть запаса здоровья. А какие-нибудь ходящие толпами трупоеды, будучи на низком уровне сложности просто смазкой для меча, на среднем могут вполне сделать из Геральта отбивную. Поэтому приходится впадать в медитацию, пить зелья перед каждой стычкой, колдовать над бомбами, ставить ловушки и прочие чудеса.
Знак Квен, который в первой части вообще был вопиющим читерством, позволявшим отражать удары любого врага, во второй части едва справляется с одним ударом стражника захолустной фактории. Аард, раскидывающий врагов в первом The Witcher на 360 градусов от героя, годится в новой игре только бочки расшибать. С 7 уровня становится полегче, потому что герой получает возможность усовершенствовать ветки развития знаков, боевые умения и алхимические бонусы. До 7 уровня можно только научиться метать ножи и отбивать стрелы, увеличить запас здоровья и выносливости, а также скорость её восстановления как в бою, так и вовне, поэтому из знаков вначале полезен только Ирден, сковывающий врагов. Но не стоит надеяться, что удастся сделать из ведьмака универсального героя. Уровень жестко ограничен 35 уровнем, поэтому придётся выбирать между специализациями. Лично я предпочитаю гибрид воина-мага.
Особого упоминания заслуживают чародеи. В первой части только один из боссов, маг Явед, заслуживал внимания, во втором The Witcher каждый маг может потрепать нервы из-за весьма мощных аналогов Квена и постоянных телепортаций при приближении героя. Сами по себе маги не очень опасны, но вот стоит им получить в помощь пару-тройку солдат половчее, как герою приходится не только уклоняться от сверкающих молний и пылающих огненных шаров, но и удирать от солдат. Совсем ловкие игроки могут прятаться от магии за врагами, тогда огнешары будут наносить урон помощникам чародея, а не герою.
Со всей уверенностью можно сказать, что игра хардкорна, рядовые враги отнюдь не лохи, хотя сообразительности им не хватает. На самом низком уровне сложности, только один босс может вызвать проблемы, и то даже не финальный.
Дополнительную сложность прибавляет дефицит опыта. Убийство даже серьёзных противников не приносит значительного количество очков, многие квесты тоже не блещут наградой опытом, кроме, конечно, сюжетных квестов, выполнение которых и обеспечивает героя необходимыми баллами.

Одна из мини-игр: попади по мятежникам из баллисты
К основному игровому процессу добавляются мини-игры: покер с костями, кулачные бои, метание ножей, стрельба из баллисты и армрестлинг. Все игры, кроме метания ножей и стрельбы из баллисты, доступны во всех трёх актах. Игра в кости - это великий рандом, естественно, но чем больше побед, тем выше вероятность выбросить выигрышную комбинацию. В бою на кулаках задействована комбинация Quick-Time Events: игроку необходимо быстро щёлкать по клавишам, в зависимости от того, какие изображены на экране. В армрестлинге необходимо удерживать курсор в постоянно уменьшающейся полоске в особой прогресс-панели. Если всё делать правильно, то можно получить сотню-другую золотых монет, либо рецепт на зелья и бомбы или чертёж для изготовления оружия, доспехов или ловушек.

Скоро сказка сказывается...

Ещё до выхода второй части все поклонники игры ждали отличного сюжета. Первый The Witcher получил немало наград за сценарий. Ребята из CD Projekt RED не стали городить огород и взяли довольно популярную в фэнтези концепцию Поиска. Ведьмак 2 не из тех игр, где концовка непредсказуема, поэтому финал вполне ожидаем буквально с пролога - герой должен настигнуть убийцу. Цель поставлена и ясна, а вот вся соль содержится в том, как к этой цели прийти.
Геральту уже буквально с первых диалогов нужно следить за базаром, одно неверно сказанное слово, и герой отправляется к праотцам. На уровне сложности Безумие такая реплика может привести к началу игры из-за отсутствия загрузки после смерти. И если в прологе это не так страшно, то где-нибудь на 10 часу геймплея можно сильно расстроиться. Поэтому бездумно клацать по диалоговым вариантам не стоит.

Этот братюня за базаром не следил, и вот что случилось
Решения ведьмака стоят очень дорого, в зависимости от предпринятых действий целые королевства могут исчезнуть с лица земли, а на определённых людей могут начаться нешуточные гонения. При этом, чаще всего, принимая решение, таких последствий можно и не ожидать, ибо Геральт в этом случае выступает не как причина события, а как повод к причине причины, повлекшей... нувыпонели.

Тем не менее, несмотря на плюсы, сценаристы напортачили с мотивацией героя. Например, в конце первого акта перед героем стоит выбор - либо последовать за командиром спецназа Верноном Роше, вытащившем вас из казематов и присутствие которого только и спасает героя от ареста, либо отправиться в путешествие с эльфом Иорветом, который сам находится в розыске за разбой, да ещё к тому же помогал настоящему убийце Фольтеста. Мотивация, мол, эльф может знать что-то об убийце, слишком несерьёзна для того, чтобы опять оказаться вне закона с неиллюзорной возможностью познакомиться с палачом на виселице.
Та самая утончённая натура с флейтой - Иорвет
Оправданием может служить импорт сохранений из первого The Witcher, где герой мог выбрать путь нелюдей, тогда определённая мотивация наблюдается. Что же касается собственно сохранений первой части, то никакого особого влияния они не приносят. В инвентарь добавляется шмотьё, бывшее на герое, некоторые персонажи в зависимости от принятых решений появляются в игре, а также упоминаются разные события в диалогах.
Конкретизируя качество квестов, то стоит отметить, что польские разработчики сделали работу на пять с плюсом - топорные квесты можно по пальцам одной руки пересчитать. Даже банальные квесты типа "сходи-убей", которых куча в любой современной ролевой игре, сделаны с закавыками. Например, контракт на зачистку полей от трупоедов сводится не к банальному истреблению живности в округе, а к уничтожению основной пищи монстров - трупов (которые ещё не помечены на карте, поэтому приходится лазать по ущельям в поисках трупа). При этом Геральт до этого может и сам додуматься случайно, а может либо прочесть в книге, купленной в лавке, либо, истребляя монстров, наблюдать за ними, набираясь знаний. И так устроены все контракты на зачистку. Кроме того, в первой части выполнение квестов на ликвидацию монстров почти не сокращал популяцию нечисти, тогда как в Ведьмаке 2, выполнив контракт на зачистку, можно было уже бегать по полям и лесам, не растрачивая время на отмашки от назойливых монстров. Это жирный плюс. Что касается квестов со смысловой нагрузкой, то завершить квест не вникая в суть можно, только вот есть большой шанс не узнать всей правды в ситуации, обвинить невинного или нарваться на более сильного врага, а то и вообще завалить задание.

Взгляд Геральта не предвещает врагам ничего хорошего
В Расширенном издании Ведьмака 2 разработчики добавили больше кат-сцен и две сюжетные линии - по одной на путь Роше и путь Иорвета. В случае с Роше придётся распутывать дело о смерти сына Фольтеста Бусси и пропаже дочери короля Анаис. Задание довольно запутанное, связано с влиятельными аристократами и членами Регентского совета, а там естественно и взятки, и "заказы", и государственная измена идут за руку. В случае с Иорветом появиться возможность отправиться на поиски научной лаборатории, из которой можно будет узнать о древней истории мира, разжиться любопытным барахлишком, решая попутно загадки.

Мама, я уже взрослый и сам всё решаю

Трактир и по совместительству бордель на фоне виселицы
Разработчики позиционируют свою игру для осмысленной аудитории, утверждая, что мир Ведьмака мрачный, жестокий, похотливый и невероятно сложный. Проблема в том, что "взрослость" современными разработчиками измеряется обычно количеством сисек на единицу времени, и поляки в этом плане не исключение, к сожалению, хотя на фоне тех же Dragon Age: Origins, Dragon Age II, Mass Effect 2 ребята сделали настоящую взрослую игру. Да, секса и сквернословия в игре хватает: в наличии и бордели, и ругающиеся благим матом краснолюды, да и сам Геральт не прочь в сложной ситуации отпустить крепкое словечко, но дело не в этом. В игре есть ситуации, которые требуют от игрока нелёгкого решения, притом не абы какого, а разрешения настоящей моральной дилеммы. Такие квесты есть как пути Роше, так и в пути Иорвета. И выбор решения во многом определяет самого играющего как личность. А диалоги и монологи, следующие после завершения квеста, заслуживают оценки американской киноакадемией, вручающей Оскар.

Мы могли бы играть в кино...

К слову об Оскаре. Необходимо отметить кинематографические постановки игры, а именно их качество. Дело в том, что в жанре CRPG была только одна студия, умеющая ставить одновременно качественные и осмысленные ролики на игровом движке - Bioware. Obsidian умеют сделать сценарий, но вот с исполнением у них уныло получается. Bethesda не умеет ни сделать ролик качественно, ни осмыслить его. Так вот, CDPR стали вторыми Bioware. Ролики в The Witcher 2 удивляют качеством постановки - режиссура на высочайшем уровне, камера захватывает самую динамику, герои не выглядят болванчиками, как в унылых постановках Skyrim. Есть, конечно, претензии к богатству движений и довольно скудной лицевой анимации, но это скорее придирки, чем реальные недостатки. Это наголову выше постановок всех конкурентов в CRPG, и на уровне или немного ниже Bioware. Поэтому к жанру Action-CRPG следует добавить интерактивное кино. Кроме того, разработчики не забыли и о пасхалках: будут вам и мертвые убийцы из Assasin's Creed после прыжков веры, и хоббиты, бегающие по Ородруину босиком, и приправленные особой ноткой безумия квесты с отсылкой на манчкинов из WoW по сбору перьев с любопытным финалом, который как по смыслу, так и по награде, может вызвать острую попаболь у поклонников MMORPG.

Допрыгался

Моя твоя не понимайт

У нас уже стало как-то модно ругать локализаторов игр, переводчиков книг и кино. Чаще всего по делу, но Ведьмак 2 стал приятным исключением. Локализация, конечно, не идеальна, но вполне хороша. Суровый голос Геральта, высокомерный тон властной Шеалы де Тансервилль, могучий рык короля Хенсельта, противный слащавый голосок чародея Детмольда, а также озвучка ряда других героев удались на все 100%. Вот только у чардейки Трисс и барда Лютика с подбором голосов налажали, хотя не могу сказать, что актёры не старались. Что касается собственно локализации, то есть свои огрехи. Геральт говорит иногда не то, что в английской версии игры, а в некоторых квестах, завязанных на семантическое значение слов, перевод неточен, из-за чего можно квест вполне себе запороть из-за кривого перевода. Хотя в абсолютном большинстве случаев всё сделано и переведено отлично.

Да нескоро дело делается

Подводя итог, можно со всей уверенностью сказать, что игра получилась замечательной. Многочисленные жалобы игроков на выпуск 2011 года были окончательно исправлены расширенным релизом в этом году. Движок, использующий возможности только DirectX 9, показывает феноменальную картинку. Вылеты и глюки были в абсолютном большинстве исправлены. Недоделанный сюжет оброс как несколькими бесплатными DLC, так и полноценными квестовыми линиями в расширенном издании (опять же бесплатно для тех, кто приобрёл игру).
Иногда картинка действительно захватывает дух
Игра получилась фантастической, но всё же не дело CDPR делать продукт, который становится нормальным только к патчу 3.2. 

Итог

Игровой процесс: 9/10
Графика: 9/10
Оптимизация: 10/10
Управление: 8/10
Музыка: 9/10
Сюжет: 9/10
Реиграбельность: 10/10
Общая оценка: 9.5/10.

Игра доступна для PC (Mac OS X/Windows) и XBox. Обзор актуален для Windows-версии (Steam-выпуск).

Обзор свободно распространяется на условиях Creative Commons Attribution.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Обзор Dungeon Siege III

Намедни прошёл Dungeon Siege III до конца с дополнением Сокровища Солнца и остался весьма доволен. Я обычно не люблю играть в игры, которые буквально из печки. Так вот, почти спустя год после релиза я наконец-то нашёл время пройти очередное творение Obsidian Entertainment . Надо сказать, что до начала игры я немного был удивлён тем, что мастера ролевых игр взялись за банальную серию hack'n'slash , где от разработчика требуется сделать нормальный баланс, кучу барахла, банальный сюжет и топорные квесты. Из серии Dungeon Siege я играл только в консольную Throne of Agony , которая очень понравилась для убивания времени в метро. Поэтому-то я с некоторым пренебрежением отношусь ко всему жанру h'n's, являющийся по моему мнению сугубо туалетно-консольным жанром, непригодным для вдумчивого прохождения на компьютере. Dungeon Siege III полностью развеял мои опасения.

Пилотная запись

Привет путнику, неосмотрительно нагрянувшему в мой уютненький каминный зал Барад-дуура. Не пугайтесь вида цепей, дыб, виселиц и оторванных конечностей, у меня всегда небольшой творческий беспорядок. Итак, я всё-таки созрел до того, чтобы создать свой собственный веблог, посвящённый моей жизни, моим мыслям о событиях, происходящих в мире, и просто моей флудерастической сущности довольного толстого тролля. О чём буду писать?

Outro

Всё-таки я разродился написать свою первую блогозапись со времени анонса бложека. Долгое время писать то не хотелось, то не было времени, то был сумбур в мыслях. Теперь вроде всё в голове уложилось, хотя чукча в моём случае всё же читатель, а не писатель. And the bass keeps runnin' runnin', and runnin' runnin', and runnin'... Вот и прошёл первый год в университете. Год довольно долгий, наполненный странными событиями, затеями и решениями. Вообще, я удивляюсь своей обычно дырявой памяти, которая забывает вообще всё, что было пару часов назад, но многое внезапно восстановила в мозгу.